В середине октября социальная сеть Commun закрылась, а Golos и Steem практически растеряли всю былую славу. Не так давно разработчики криптовалюты EOS объявили о запуске новой социальной сети Voice, но как оказалась она недоступна во многих странах мира. Получается, что на рынке децентрализованных социальных сетей больше проблем, нежели решений. Многим хочется использовать полностью децентрализованный Facebook и Twitter, но в действительности их вовсе нет.
История социальных сетей на блокчейне
В качестве примера давайте представим огромнейший книжный рынок. Писатели создают фантастические миры, а читатели в них верят. Более того, третьи на этих мирах зарабатывают большие деньги. Так выглядит современный рынок социальных сетей.
Впервые про децентрализованные социальные сети начали писать в 2015 году, после чего состоялся запуск таких платформ, как Steem, Golos, Scorum. Однако из-за того, что авторы предпочитают публиковать контент на проработанных сервисах без багов (например, WordPress), популярности децентрализованные социальные сети так и не получили.
Задаётся вопрос: какие вообще существуют платформы? Предлагаем быстро пройтись по самым известным:
- Cent.co — аналог Instagram
- Contents Protocol — непонятный протокол для создания контента
- Decentraland — социальная сеть с неким VR-подходом
- Dtube — YouTube на блокчейне
- Everipedia — Википедия на блокчейне EOS
- Golod.id — децентрализованный Medium
- Hivee — форк Steem
- Legalfling — платформа для знакомств
- Livepeer — копия Dtube
- Memo — социальная сеть на блокчейне Bitcoin Cash
- Steem — старейшая социальная сеть
- SteepShot — аналог Instagram
- Twister — аналог Twitter
Проблемы децентрализованных социальных сетей
- Первая проблема заключается в наличии KYC-процедур. Да, на некоторых она небольшая и представляет собой чистую формальность, но она есть. Почему бы просто не отдать должное транзакционной репутации. Ведь миллионы людей по всему миру используют биткоин, хотя ничего не знают о Сатоши Накамото.
- Вторая проблема – это перебои в работе децентрализованных хостинг-провайдеров. Это ни есть хорошо как для поисковых систем, так и для публицистов/читателей.
- Третья проблема – это отсутствие нормальной конкуренции. Децентрализованные социальные сети должны конкурировать как Facebook с Telegram или как Reddit с Twitter.
- Четвертая проблема находится в самих пользователях, которые не хотят использовать что-то новое или хотя бы как минимум тестировать.
Резюмируем
Наверное вы уже поняли, что в ближайшее пять лет точно ждать чего-то выдающегося на рынке децентрализованных социальных сетей на стоит. Они больше создаются для технических энтузиастов, нежели для рядовых пользователей. И как только будут решены вышеперечисленные проблемы, хотя бы частично, то соцсети на блокчейне начнут пользоваться спросом. Пока этого нет.
3,637